Статьи
Разбираемся в торгах
23 апреля 2024
Автор: Андрей Спирин — руководитель Образовательной платформы для бизнеса
Регламентированные закупки, осуществляемые в рамках 44-ФЗ или 223-ФЗ выделяют торговые и неторговые процедуры, которые в свою очередь могут разделять на конкурентные и у единственного поставщика (неконкурентные).
Торговые процедуры подразумевают наличие в своем составе отдельного дополнительного этапа (это не всегда так), в рамках которого участники имеют возможность влиять на цену заключаемого договора (контракта). Именно о видах и порядке осуществления таких торгов вы узнаете из этой статьи.
Контрактная система
В государственных и муниципальных закупках выделяют всего 3 конкурентные процедуры и только в 2 из них торги имеют явно выраженный вид.
Электронный аукцион подразумевает участие в торгах всех поставщиков, которые были допущены именно оператором электронной площадки, на данном этапе заказчику заявки еще не доступны. Начинаются торги уже через 2 часа после окончания срока подачи заявок и длятся до тех пор, пока не определиться победитель, предложивший наименьшую цену контракта. Если определить победителя не удается (ценовые предложения не прекращаются), торги заканчиваются автоматически через 5 часов после начала. Победителем торгов является участник, предложивший наименьшую цену контракта в течение 4-х минут, или цена которого является наименьшей на момент окончания торгов.
Участниками могут направляться ценовые предложения двух видов:- В рамках шага аукциона
- Вне рамок шага аукциона
Первым делом необходимо провести анализ вашей сферы деятельности и определить то, что можно предложить на торгах. Выберите сферу, в которой вы планируете осуществлять деятельность в рамках участия в торгах, и сформулируйте все возможные варианты поиска торгов. В этом поможет не только правильное название, но и коды ОКПД2, соответствующие вашему предложению. Установите для себя порог минимальных и максимальных цен закупок, определите правовую составляющую участия в торгах. Определитесь с наиболее интересным для себя направлением закупок.
Следует учитывать, что правила и сроки закупочных процедур жестче прописаны в законодательстве для контрактной системы закупок, а за несоблюдение правил можно попасть в реестр недобросовестных поставщиков.
Если говорить о тактике участия в торгах, то ее просто-напросто не существует. Некоторые участники придерживаются тактики подачи предложения в последний момент до истечения таймера 4 минуты, но действительного эффекта на исход торгов такая тактика не оказывает.
Помочь в участии в торгах, особенно, если их осуществляется несколько, призван сервис «автоторга». На некоторых электронных площадках, включая РТС-тендер, реализована возможность включения и настройки автоторга:
- цена контракта, ниже которой опускаться нельзя
- размер скидки за каждое ценовое предложение
Как только торги начнутся, «робот» сделает первое ценовое предложение, и так до момента, пока он не окажется победителем или опустится до минимальной разрешенной цены. До начала торгов и в их процессе разрешается включать, выключать и менять настройки автоторга неограниченное количество раз.
Конкурс в электронной форме так же является одной из процедур, содержащих в себе явный торговый элемент. Ключевой особенностью осуществления конкурса является то, что первоначально предлагаемая цена указывается участником прямо в заявке на участие. В дальнейшем, при наличии необходимости, участник может передумать и снизить свое предложение еще раз. Такое снижение осуществляется на этапе подачи окончательных ценовых предложений (по-простому переторжка), которая проходит после рассмотрения первых частей заявок заказчиком.
Переторжка осуществляется в течение 1 часа в заранее назначенные день и время.
В течение 1 часа, все желающие участники должны сделать одно ценовое предложение, которое не может быть больше или равно предыдущему ценовому предложению. Если участник не делал «новое» ценовое предложение, он продолжит свое участие с ценой, указанной в заявке.
Запрос котировок не подразумевает отдельных этапов подачи предложений о цене контракта, она указывается один раз в составе заявки на участие.
Закупки отдельными видами юридических лиц
Закон № 223-ФЗ предлагает тот же набор конкурентных процедур, дополненный Запросом предложений в электронной форме.
Конкурс в электронной форме может включать этап подачи дополнительных ценовых предложений (аналог окончательных ценовых предложений 44-ФЗ). Дополнительный этап подачи ценовых предложений имеет продолжительность 3 часа. При желании, в отведенное время, участнику необходимо сделать новое ценовое предложение ниже первоначально указанного в заявке.
Запрос предложений осуществляется в том же порядке и с теми же критериями выбора победителя, что и Конкурс, но с отсутствием этапа подачи окончательных ценовых предложений. Договор заключается по цене, предложенной участником в заявке. Аналогичным способом осуществляется предложения цены договора в Запросе котировок.
Аукцион в электронной форме включает в себя этап подачи предложений о цене договора, шаг которого, по аналогии с 44-ФЗ, составляет от 0.5Раз до 5% от начальной цены закупки.
В своем Положении о закупках заказчик может предусмотреть и другие способы осуществления закупок, которые в той или иной степени могут быть похожи на способы, описанные выше. Примерами тому являются: запрос цен, редукцион, запрос оферт, предварительный отбор и другие.
Следует знать, что порядок подачи заявок, требования, порядок рассмотрения заявок, сроки и общие правила могут существенно отличаться от правил, установленных контрактной системой (Закон № 44-ФЗ).
Комплексное обучение для участников госзакупок
Как стать поставщиком в закупках по 44-ФЗ
Для начинающих поставщиков в сфере госзаказа
Курс по участию в регламентированных торгах
С выдачей удостоверения о повышении квалификации
Реклама ООО РТС-Академия
ИНН 9718036602