Ограничения допуска товаров из иностранных государств в 2025 году

24 октября 2024
Автор: Андрей Спирин — руководитель Образовательной платформы для бизнеса

Практика последних лет показывает, что правила применения национального режима в закупках необходимо существенно перерабатывать, одновременно учитывая те нюансы и сложности, с которыми столкнулись участники контрактной системы и которые являются предметами споров уже достаточно долгое время. И данная проблематика относится не только к контрактной системе, но и к закупкам в рамках Закона № 223-ФЗ «О закупках ТРУ отдельными видами юридических лиц». С начала 2025 года Минфин России решил перейти на более универсальную модель рассмотрения заявок на участие с учетом страны происхождения товара, которую примут одновременно для 44-ФЗ и для 223-ФЗ.

Национальный режим в действующей редакции предусматривает применение заказчиками нескольких видов допуска заявок с национальным режимом: полный ЗАПРЕТ иностранного товара, ОГРАНИЧЕНИЯ и УСЛОВИЯ ДОПУСКА. Такой порядок в ближайшее время не поменяется точно.

Тем не менее, восемь нормативно-правовых актов, предусматривающих разные правила рассмотрения заявок, реестры продукции, особенности, исключения и т.п. условия, с 2025 года планируется заменить. А именно ввести единый нормативный акт, который на момент октября 2024 года находится в форме Проекта и все еще не принят Правительством. О данном нормативном акте мы расскажем отдельно.

Начать ознакомления с новыми правилами удобнее всего с рассмотрения ОГРАНИЧЕНИЙ на допуск товаров из иностранных государств.

Как ограничения работают сейчас?

До введения «Единых правил» в 2025 году, участники контрактной системы привыкли работать с пятью нормативно-правовыми актами:
ПП РФ № 102 — мед. изделия и подобные товары;
ПП РФ № 1289 — лекарства ЖНВЛ;
ПП РФ № 832 — продукты питания;
ПП РФ № 878 — электроника;
ПП РФ № 617 — промтовары.

Почти для каждого из указанных актов предусмотрен перечень товаров, при закупке которых, заказчик устанавливает соответствующие требования. Подтверждением страны происхождения товаров для Электроники и Промтоваров, является информация на сайте Минпромторга, для остальных — Сертификаты, Заключения или Декларации.
Так же различными являются подходы к рассмотрению заявок на участие заказчиками. В одних случаях заказчик должен применять правило «третий лишний», в других «второй лишний».

Правило «третий лишний» подразумевает отклонение всех заявок, предлагающих иностранный товар, при наличии, как минимум двух заявок, предлагающих отечественный.

Правило «второй лишний» работает аналогичным образом, но для отклонения «иностранцев» достаточно одной отечественной заявки. (Применяется только для промтоваров и электроники!)

При этом, если необходимое количество отечественных заявок не набралось, то «иностранные» заявки продолжают свое участие в закупке.

Как ограничения будут работать?

В новой редакции правил национального режима, Минфин объединил все перечни подходящей под ограничения продукции в составе «Перечня № 2» нового Постановления Правительства. Как можно догадаться, ВСЕ без исключения товары из перечня будут закупаться по единому правилу — «второй лишний».

Подтверждать страну происхождения все так же будут информация с сайта Минпромторга или соответствующие сертификаты, во всяком случае на протяжении 2025 года. Вполне возможно, что в этой части так же будут доработки.
Как и сейчас, на равных с российскими товарами, работами и услугами, в госзакупках будут принимать участие страны из Евразийского экономического союза: Россия, Беларусь, Казахстан, Армения, Киргизия. Всех остальных обычно и называют «иностранцами».

Заказчикам же разрешили включать в состав одной закупки товары, содержащиеся в Перечне и не содержащиеся в нем. Но, как и всегда, даже из этих правил есть исключения.

Заказчик может (т.е. не обязательно) не применять ОГРАНИЧЕНИЯ при закупке:
  • конкретного товарного знака продукции, а по общим правилам заказчик может так делать только для соблюдения совместимости данного товара с товарами (имуществом, оборудованием) заказчика;
  • запасных частей и расходных материалов для оборудования, которое использует заказчик;
  • некоторых товаров для спортивных нужд.

Подводя итог, можно сделать вывод, что новые правила затронут каждого заказчика и поставщика, работающего с контрактной системой, они также кажутся достаточно сложными для понимания в такой короткий срок и применения в своей работе. Но на самом деле сама суть национального режима существенно не меняется и большие сложности не должны возникнуть при должной и своевременной подготовке к работе в новом году. Мы продолжим рассказывать о новых правилах применения национального режима, об этом читайте в следующих статьях на нашей Платформе для бизнеса.

Комплексное обучение для участников госзакупок

Академия эффективного поставщика

Расскажем как стать поставщиком по 44-ФЗ, 223-ФЗ и в коммерческих закупках

Покажем как работать на ЭТП

Проверим навыки на демо-площадке

Выдадим удостоверение о повышении квалификации

Реклама ООО РТС-Академия
ИНН 9718036602