Коммерческие закупки. Что это и где искать?

7 августа 2024
Автор: Андрей Спирин - руководитель Образовательной платформы для бизнеса

Зачастую слово «тендеры» в России ассоциируется с госзакупками. Многие предприниматели считают, что участие в таких процедурах требует углубленного знания законодательства. В коммерческих закупках, в отличие от закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ, все иначе. В данной статье рассмотрим эти различия более подробно, а также расскажем, где искать такие закупки и как принять в них участие.

Отличие от торгов по 44-ФЗ и 223-ФЗ

— Коммерческие торги компании проводят по своему желанию, торги по 44-ФЗ и 223-ФЗ заказчики обязаны проводить согласно этим законам.
— В отличие от госзакупок, в коммерческих Положение о закупках заказчик разрабатывает самостоятельно, учитывая нюансы своей компании. Главное, чтобы этот документ не противоречил закону № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Всю документацию нужно будет составить с нуля.
— В закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ заказчик более защищен. Выигравший поставщик обязан подписать договор, иначе попадет в Реестр недобросовестных поставщиков — это черный список в сфере торгов. Компании, которые в нем находятся, не могут участвовать в закупках в течение двух лет. Также в данный список можно попасть за поставку некачественного товара, или за нарушение сроков поставки. Коммерческие процедуры так строго не регулируются законодательством, а значит, все риски ложатся на заказчика: к примеру, если поставщик выиграет торги и откажется заключать контракт — ему за это ничего не будет (если штрафы не прописаны в договоре).
— Такие процедуры могут проводиться на любой электронной площадке, тогда как все торги по 44-ФЗ и торги по 223-ФЗ для малого и среднего бизнеса проводятся только на 8 федеральных торговых площадках, утвержденных Минфином.
— Заказчики по 44-ФЗ и 223-ФЗ размещают извещения о закупках в ЕИС, а также отчитываются там же о проведенных процедурах.

Для участия в госзакупках (по 44-ФЗ) поставщику необходимо пройти регистрацию в ЕИС, в коммерческих процедурах этого не требуется.

Кто может участвовать в таких процедурах

Строгих ограничений по участию в данных закупках нет. В них могут участвовать как физические, так и юридические лица, а также индивидуальные предприниматели.

Для физических лиц доступны не все процедуры, а лишь «простые», например, аукционы по продаже движимого и недвижимого имущества.

Обратите внимание: заказчик вправе при заключении договора с физическим лицом удерживать с него налог на доход физических лиц, важно обговорить эти условия до его подписания.
В некоторых торгах требуется регистрация ИП или ООО.

Если вы являетесь ИП и планируете принять участие в таких закупках, стоит помнить, что вы будете отвечать по обязательствам всем своим имуществом, даже если закроете ИП. Кроме того, стоит обратить внимание на условия договора. Заказчик может включить НДС в оплату или НДС придется платить вам — все эти моменты должны быть зафиксированы в договоре. Если вы используете УСН (упрощенную систему налогообложения), вам стоит прояснить момент с НДС. Иначе может получиться, что из итоговой стоимости с вас вычтут 20%.

Что касается юридического лица, то здесь тоже существуют тонкости. Для разных юридических лиц они свои. Поэтому в любом случае стоит внимательно ознакомиться с документами и уточнить условия оплаты. ООО с одним учредителем будет легче принять участие, не придется организовывать общее собрание участников для принятия решения.

Где искать такие закупки

Как мы уже писали выше, такие процедуры проводятся заказчиком по собственному желанию и не регулируются 44-ФЗ и 223-ФЗ. Соответственно, информация о них может размещаться в любых информационных источниках. Но чаще всего, они размещаются на электронных торговых площадках. К примеру, их можно найти на федеральных площадках, таких как РТС- тендер, и на коммерческих, таких как OTC.ru. Кроме того, у некоторых крупных компаний есть свои электронные площадки: у Х5 Group (бренд «Пятерочка»), у группы «Норникель», у Магнитогорского металлургического комбината и других.

Если вам нужна закупка конкретного заказчика, вы можете вбить в поисковике название его компании. Если у него есть собственная площадка для торгов, она появится в первых строчках поисковика. Если вы только планируете принять участие в таких закупках и не знаете, с чего начать, обратитесь к поиску на электронной торговой площадке.

На что обратить внимание

В первую очередь, перед подачей заявки стоит обратить внимание на документацию. Положение о закупке — главный документ, который стоит изучить. Также следует ознакомиться с техническим заданием и проектом контракта.

Основные моменты, на которые стоит обратить внимание в документации:
Что входит в итоговую стоимость: затраты на поставку, НДС ложатся на плечи заказчика или поставщика?
Какие документы необходимо подготовить заранее. Если есть обеспечение заявки, то требуется заранее получить независимую гарантию (или собрать необходимую сумму).
Сможете ли вы отказаться от исполнения договора и на каких условиях. Это момент тоже стоит учесть. Кроме того, обратите внимание, предусмотрены ли пени за отказ подписывать договор с заказчиком и какое наказание следует за некачественное исполнение своих обязательств по договору.
Сможете ли вы исполнить обязательства по договору. Необходимо тщательно изучить техническое задание до подачи заявки на участие, чтобы удостовериться, что ваш товар, работа или услуга полностью соответствуют заявленным требованиям. Пренебречь каким-то условием нельзя.

Чтобы не стать жертвой мошенников, стоить проверить неизвестного заказчика в открытых источниках в сети интернет, также можно посмотреть, какие закупки он проводил ранее и сколько из них отменил. Аналитику можно получить на электронной торговой площадке.

Преимущества и недостатки

Данные процедуры имеют как свои плюсы, так и минусы. Для начала рассмотрим плюсы:
1. Это дополнительный плюс в портфолио компании. Если вы заключите договор с крупной известной организацией, сможете использовать данный кейс для привлечения новых клиентов.
2. Это крупные заказы. Стоимость контракта исчисляется сотнями тысяч и миллионов рублей, суть данной процедуры для заказчика — эффективно потратить выделенные на проект средства.
3. Это новые крупные клиенты. Обычно такие заказы приводят к долгосрочному сотрудничеству. Если вы выиграете и выполните все условия договора без нареканий, заказчик включит вас в свой список надежных поставщиков. Также работает сарафанное радио, крупный клиент может порекомендовать вас другим компаниям.
4. Минимум документации. По сравнению с 44-ФЗ и 223-ФЗ, коммерческий тендер не требует большой подготовки. Это упрощенная процедура, которая проходит в короткие сроки.
5. Отсутствие риска попадания в РНП. Реестр недобросовестных поставщиков — это черный список в сфере торгов, нахождение в котором запрещает участвовать в торгах в течение двух лет. Попасть в РНП можно в двух случаях: если вы выиграли торги по 44-ФЗ и отказались заключать контракт без уважительных причин; если вы исполнили контракт некачественно или не исполнили вообще. В коммерческих процедурах такого нет. Конечно, если вы сделаете все вышеперечисленное, заработаете плохую репутацию, но не попадете в официальный Реестр недобросовестных поставщиков.

К недостаткам следует отнести небольшую возможность столкнуться с мошенниками. Обычно они действуют по следующей схеме: объявляют тендер, собирают обеспечение заявки с участников и исчезают. Необходимо отметить, что такие схемы не встречаются на электронных торговых площадках, так как оператор ЭТП тщательно проверяет заказчика. Обычно письмо о фиктивном тендере приходит на почту с неизвестного адреса, несколько похожего на адрес какой-либо известной компании. Чтобы не стать жертвой мошенников, участвуйте в закупках только на проверенных ЭТП, которые уже зарекомендовали себя на рынке торгов. Также можно почитать отзывы о конкретном заказчике и проанализировать его предыдущий опыт.

Советы поставщикам: как победить в тендере

Внимательно изучайте все документы. В большинстве случаев заявки отклоняются именно по причине отсутствия необходимой документации. Здесь необходимо внимание к деталям.

Соблюдайте сроки подачи заявок. Очень часто участники стараются сделать все в последний день. Лучше позаботиться о подаче заявки заранее: получить все документы и заполнить информацию. Если вам будет что-то непонятно, у вас будет время на диалог с заказчиком.

Запрашивайте необходимую информацию у заказчика. Если есть спорные моменты или ошибки в документации, не стесняйтесь задавать ему вопросы. Это можно сделать через форму вопросов- ответов на электронной торговой площадке.

Не торгуйтесь в убыток. Если вы решили принять участие в аукционе, рекомендуем заранее рассчитать цену, до которой вы будете готовы торговаться. Торги должны приносить прибыль. Кроме того, рассчитайте стоимость поставки в конкретный регион, чтобы не уйти в минус.

Анализируйте конкурентов. Обратите внимание на тендеры, в которых участвовали ваши конкуренты: какая была начальная максимальная цена контракта, какой была итоговая цена, в какие регионы поставлялись похожие товары и как часто, какие тендеры отменялись, а какие нет. Также рассмотрите критерии отбора, требования к опыту и документации. Полную аналитику можно посмотреть на ЭТП.

Как стать поставщиком в коммерческих закупках

Курс по участию в коммерческих торгах

Готовые алгоритмы работы в b2b-закупках

Практические бизнес-кейсы с проверкой преподавателя

Реклама ООО РТС-Академия
ИНН 9718036602