Что такое закупки у единственного поставщика и чем интересны предпринимателю

3 июля 2024
Автор: Андрей Спирин — руководитель Образовательной платформы для бизнеса

Одним из наиболее интересных направлений участия в регламентированных закупках, являются закупки у единственного поставщика. Закупки у единственного поставщика означают заключение договора не конкурентным способом, то есть без объявления специальных процедур и размещения заказчиком информации в открытом доступе (существуют исключения). Учитывая эти вводные, можно сделать вывод, что такие закупки являются предпочтительными для заказчиков и именно по этой причине имеют ряд законодательных ограничений — для исключения злоупотребления.

Чаще всего закупки у единственного поставщика (неконкурентные) имеют строгие основания для заключения договора, предусмотренные Законом о закупках или, например, Положением о закупках заказчика. Самыми распространенными примерами являются, так называемые «Закупки малого объема», то есть закупки, ограниченные ценой договора. Для 44-ФЗ — 600 т.р., для 223-ФЗ — 100, 500 т.р. и более. Так же ограничения могут регламентировать установление в контракте конкретного объекта закупки — например, закупка услуг на посещение зоопарков, театров, музеев и т.п.

Закупки у единственного поставщика заказчик вправе осуществить бумажным способом, но в большинстве случаев, для удобства контрагентов, информация о них может быть размещена в электронных магазинах и маркетплейсах. Такими магазинами, например, являются: РТС-маркет, ОТС-маркет, Портал Поставщиков, ЕАТ Березка и другие.

Такие закупки в целом не обременены строгими правилами их осуществления и контролем. Срок подачи заявок, прикладываемая документация, срок и порядок заключения договора не регламентированы, а значит не могут быть предметом спора, рассматриваемого Федеральной антимонопольной службой. В данном случае ключевым условием является соблюдение норм Закона о защите конкуренции.

Особенный интерес предпринимателей вызывает возможность пассивного участия в таких закупках на большинстве представленных маркетплейсов. А именно, не подача заявок на интересующие закупки, а оформление прайс-листа и ожидание уведомления о создании заказа заказчиком.

Одним из наиболее интересных направлений участия в регламентированных закупках, являются закупки у единственного поставщика. Закупки у единственного поставщика означают заключение договора не конкурентным способом, то есть без объявления специальных процедур и размещения заказчиком информации в открытом доступе (существуют исключения). Учитывая эти вводные, можно сделать вывод, что такие закупки являются предпочтительными для заказчиков и именно по этой причине имеют ряд законодательных ограничений — для исключения злоупотребления.

Чаще всего закупки у единственного поставщика (неконкурентные) имеют строгие основания для заключения договора, предусмотренные Законом о закупках или, например, Положением о закупках заказчика. Самыми распространенными примерами являются, так называемые «Закупки малого объема», то есть закупки, ограниченные ценой договора. Для 44-ФЗ — 600 т.р., для 223-ФЗ — 100, 500 т.р. и более. Так же ограничения могут регламентировать установление в контракте конкретного объекта закупки — например, закупка услуг на посещение зоопарков, театров, музеев и т.п.

Закупки у единственного поставщика заказчик вправе осуществить бумажным способом, но в большинстве случаев, для удобства контрагентов, информация о них может быть размещена в электронных магазинах и маркетплейсах. Такими магазинами, например, являются: РТС-маркет, ОТС-маркет, Портал Поставщиков, ЕАТ Березка и другие.

Такие закупки в целом не обременены строгими правилами их осуществления и контролем. Срок подачи заявок, прикладываемая документация, срок и порядок заключения договора не регламентированы, а значит не могут быть предметом спора, рассматриваемого Федеральной антимонопольной службой. В данном случае ключевым условием является соблюдение норм Закона о защите конкуренции.

Особенный интерес предпринимателей вызывает возможность пассивного участия в таких закупках на большинстве представленных маркетплейсов. А именно, не подача заявок на интересующие закупки, а оформление прайс-листа и ожидание уведомления о создании заказа заказчиком.

При закупке, например, апельсинов, заказчик сможет сравнить цены поставщиков, условия поставки и доступные к заказу объемы.

В рамках 44-ФЗ данный функционал получил развитие и был представлен законодателем в виде отдельного способа закупки, предусмотренного ч.12 ст.93 44-ФЗ, который в народе называется «закупкой с полки». Общий смысл сохранился — заказчик осуществляет покупку товара среди подходящих предложений, размещенных в прайс-листах (в магазине на полке). Для данной закупки установлен ряд строгих ограничений, обычно соответствующих конкурентным закупкам:
  • закупка осуществляется только на Федеральной площадке (не в любом электронном магазине);
  • обязательно публикуется итоговый протокол заказчика (с указанием победителя или причин отказа в допуске участника);
  • контракт заключается только в электронной форме и в установленные сроки;
  • по закупке применяется электронное актирование (для обеспечения прозрачности);
  • оплата производится в короткие сроки (что само по себе плюс для предпринимателя).

Ограничений много, но и цена такого контракта очень привлекательна для обеих сторон, максимальный размер одного контракта 5 млн. р. За год заказчик может осуществить таких закупок максимум на 100 млн.р., даже при исчерпании лимитов на закупки малого объема.

От поставщика в этом случае требуется только одно —оформить свое предложение и ожидать заказчика, которого оно заинтересует.
Подробно о закупке с полки и оформлении прайс-листа поставщика мы рассказали в этом видео.

Очень важным является, что участие в закупках у единственного поставщика, включая все их вариации, подходит начинающим участникам закупок. Не нужно участвовать в длинных процедурах или непосредственно в торгах за цену договора, но можно научиться работать с государственными и муниципальными заказчиками или отдельными видами юридических лиц. А также понять процесс исполнения обязательств по договору «от и до».

Обучение для быстрых продаж

Побеждай в закупках малого объема

Практический курс по продажам на различных маркетплейсах

Для начинающих поставщиков в сфере госзаказа

Для начинающих и опытных предпринимателей

Реклама ООО РТС-Академия
ИНН 9718036602 erid: 2W5zFHXCNGG