ЗАКУПКИ МАЛОГО ОБЪЕМА: РТС-МАРКЕТ, ЕАТ «БЕРЕЗКА», ОТС-МАРКЕТ
10 августа 2022
В настоящее время для представителей малого и среднего бизнеса особенно важно найти новые рынки сбыта продукции. И именно для этих целей стоит рассматривать, набирающие популярность закупки малого объема (ЗМО).
Содержание:
Закупки малого объема — что это такое?
Если кратко — это небольшие сделки, совершающиеся в срок от одного до нескольких рабочих дней, где заказчиком выступают государственные компании и корпорации. Если давать более ёмкое определение — это закупки у единственного поставщика (без проведения конкурентных процедур), проводимые в кратчайшие сроки с ограничением предельной цены договора.44-ФЗ устанавливает максимальную сумму такой закупки не более 600 тыс. рублей, а закупить заказчик может практически все, что угодно. Регулируются такие закупки п. 4-5 ч.1 ст. 93 44-ФЗ. Сюда же относятся закупки в рамках п.28 ч.1 ст.93 44-ФЗ до 1,5 млн рублей.Иное предельное ценовое значение устанавливает для таких закупок Закон № 223-ФЗ. Малыми закупками считаются процедуры суммами до 100 тыс. рублей или 500 тыс. рублей в зависимости от заказчика. Информация о таких закупках не обязательна к публикации в ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок.Закупки малого объема совершаются в специальных электронных магазинах. Самые популярные товары и услуги в них в основном относятся к сервисам для обеспечения деятельности организации заказчика (клининговые услуги, обеспечение питанием, медицинские услуги, охранные услуги, обслуживание различной техники, печатные услуги и заправка картриджей) и канцелярии. То есть это закупки, где при относительно небольшой стоимости крайне важна скорость поставки товара или оказания услуги. При этом в денежном выражении более половины закупок малого объема составляют именно закупки товаров (оргтехника, оборудование, расходные материалы и прочие).
Отличия ЗМО от конкурентных процедур
Отдельно можно выделить следующие преимущества:
- отсутствие аукциона на понижение цены – цена предлагается в заявке и не всегда является ключевым критерием;
- быстрое заключение договора – в течение нескольких рабочих дней;
- не нужно готовить объемную заявку на участие – достаточно пары документов или выбора продукции из готового каталога;
- нет необходимости предоставлять обеспечение заявки в размере до 30% от стоимости сделки.
Участие в ЗМО
Для полноценного участия в ЗМО желательна электронная подпись и зарегистрированная учетная запись вашей компании на площадке. Далее можно приступать к поиску потенциальных контрагентов, подаче предложений или созданию прайс-листов. Электронная подпись позволит, не отходя от рабочего места, подать предложение с комплектом документов, акцептовать с заказчиком условия сделки и удаленно подписать договор.
Уровень цифровизации закупок малого объем в регионах в большей степени зависит от длительности практики проведения малых закупок в электронной форме. В большинстве субъектов Российской Федерации электронный магазин ЗМО — это пилотный проект, региональные и муниципальные заказчики только начали осваивать новый инструментарий. Однако на протяжении последних трех лет отчетливо прослеживается тренд на увеличение доли закупок малого объема в электронном виде в регионах Российской Федерации.
В настоящей практике регионы используют три ключевые стратегии перевода малых закупок в электронную форму:
использование программных решений федеральных операторов электронных торговых площадок;
присоединение к крупному решению другого региона;
создание собственного регионального решения по автоматизации малых закупок в составе региональных информационных систем в сфере закупок или с использованием коммерческих продуктов.
Более половины всех малых закупок в электронной форме (по сумме закупок) осуществляется в рамках стратегии использования программных решений федеральных операторов электронных торговых площадок или Единого агрегатора торговли «Березка».
По представленным на сегодняшний день решениям на рынке для автоматизации и проведения электронных закупок малого объема, можно выделить следующие электронные магазины и агрегаторы, лидирующие по сумме малых закупок.
В РТС-маркете размещаются заказы 85 региональных и 14 корпоративных магазинов, в число которых входят закупки государственных и муниципальных заказчиков из всех 8 федеральных округов РФ и таких корпораций, как: ОАО «РЖД», ПАО «ФСК ЕЭС», Госкорпорация «Росатом», Группа РОСНАНО, АО «Почта России», ПАО «Ростелеком» и другие.
Начать работу может любой, для этого необходимо пройти процедуру регистрации и авторизации. Регистрация занимает всего несколько минут и не вызывает никаких трудностей. Авторизация для начинающих участников возможна в самом электронном магазине, для участников, у которых имеется учётная запись в ЕРУЗ ЕИС, она автоматическая.
В РТС-маркете работает рекомендательная система по закупаемым товарам, есть сервисы для анализа рыночной конъюнктуры, встроенная система проверки контрагента и защищённый чат для обсуждения деталей сделки внутри системы, при необходимости РТС-маркет подтвердит историю переписки. Техническая поддержка РТС-маркета работает 24/7.
Возможности для заказчиков: режим запроса предложений, режим покупки «с полки», богатый набор настроек личного кабинета и режимов работы, сервис проверки поставщиков по более чем 30 параметрам, аналитические отчёты по результатам опубликованных закупок, возможность создания персонального электронного магазина в конкретном регионе или организации, механизмы приглашения поставщиков на закупку, снижение доли несостоявшихся закупок и получение наилучших условий исполнения договора.
Возможности для поставщиков: тысячи новых заказов каждый день, новые сделки и партнёры, в личном кабинете можно загрузить товары вручную или из файла, покупатель сам находит ваш товар и оформляет заказ, есть возможность согласования условий и подписания договора в онлайн-чате, договор можно заключить с помощью электронной подписи и без.
Ещё одна площадка для малых закупок – это Единый агрегатор торговли «Берёзка», который с 1 марта 2019 года заработал в полной мере для закупок малого объёма по 44-ФЗ, размещаемых федеральными органами исполнительной власти и федеральными казёнными учреждениями. Заказчики выбирают в агрегаторе товар по минимальной цене. Региональные органы и органы местного самоуправления самостоятельно решают, использовать ЕАТ или нет.
Это единственная площадка, действующая на территории России по осуществлению малых закупок для проверки минимальной цены по Распоряжению Правительства РФ №824-р.
Отметим, что в течение 2021-2022 гг. на площадке стали активно размещать закупочные сессии заказчики, работающие по 223-ФЗ, в том числе предприятия госкорпораций.
Начать процедуру аккредитации в ЕАТ можно при наличии электронной подписи и подтвержденной учётной записи в ЕРУЗ ЕИС. На «Березке» также возможно создание информации о продукции в каталоге предложений или подача предложений для участия в котировочных сессиях. Заключение договора также возможно в электронной или бумажной форме.
Удобный электронный магазин для закупок малого объёма. Принцип работы схож с РТС-маркетом: участники могут самостоятельно искать подходящие закупки или публиковать свои товары на специальной витрине, подавать заявки на интересные закупки заказчиков или отвечать на их запросы, в результате – заключать договоры и получать прибыль. Для работы также нужна электронная подпись и регистрация на портале. В течение 7 дней после регистрации доступ к заказам предоставляется бесплатно.
Услуги дополнительного профессионального образования оказывает ООО «РТС-Академия» (лицензия № 040845) - партнер электронных площадок РТС-тендер, OTC.ru и В2В-Сenter
ИНН 9718036602, КПП 773001001, ОГРН 5167746354111, адрес: г.Москва, Набережная Тараса Шевченко, дом 23А, этаж 24, пом. 39
Телефон: 8 800 555-85-19, +7 495 532-85-19 доб.: 7313