КАК ПОЛУЧИТЬ ЭЛЕКТРОННУЮ ПОДПИСЬ В 2022 ГОДУ: ПОШАГОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
7 ноября 2022
Для участия в государственных и муниципальных закупках поставщику необходима усиленная квалифицированная электронная подпись (ЭП), к сведению, сейчас ее можно получить абсолютно бесплатно. Кроме того, такая подпись подойдет для работы с государственными порталами и для участия в других электронных торгах. Порядок использования электронной подписи регулирует 63-ФЗ, в котором постепенно вступают в силу все новые поправки. Это значит, что правила получения электронной подписи в 2022 году отличаются от требований, действовавших ранее. В данной статье мы расскажем о пошаговом алгоритме получения ЭП с учетом всех законодательных изменений.
Содержание:
Что такое электронная подпись
Электронная подпись (ЭП) — в целом это то же самое, что обычная подпись конкретного человека, только в электронном виде. Если быть точнее — это специально сгенерированный файл с цифрами, который крепится к электронному документу. Данный файл отвечает на следующие вопросы: кто подписал документ, когда его подписали и есть ли у этого человека полномочия? Ранее существовал термин «электронная цифровая подпись», но в настоящее время он устарел — в законе теперь указывается «электронная подпись».
Электронная подпись для торгов — это инструмент, необходимый организациям и предпринимателям для проведения и участия в электронных закупочных процедурах. Заказчики и поставщики обязаны подтверждать такой подписью все действия в ЕИС и на электронных торговых площадках, к примеру, при размещении плана закупок и плана-графика, публикации извещения, проведении закупок, подписании протоколов и т.д. Электронная подпись применяется не только в закупках, но и для документооборота: стороны заверяют ей подлинность и юридическую значимость направляемой документации.
ЭП может храниться в облаке или на отдельном физическом информационном носителе. Такой способ хранения позволяет работать на любом компьютере и в удобном пользователю месте.
Алгоритм получения электронной подписи
Порядок получения электронной подписи зависит от организационно-правовой формы лица. В соответствии с новыми требованиями, юридические лица (или лица, имеющие право действовать от имени юридического лица без доверенности), индивидуальные предприниматели и нотариусы могут бесплатно получить электронную подпись в удостоверяющем центре Федеральной налоговой службы (УЦ ФНС) России, а также в доверенных УЦ ФНС. Список доверенных УЦ ФНС России можно уточнить здесь. Сотрудники организаций могут получить электронную подпись в аккредитованных УЦ, их список доступен по ссылке.
Если ЭП была выдана в аккредитованном удостоверяющем центре до конца 2021 года по ранее действующим правилам и сроком действия до конца 2022 года, то такой подписью можно пользоваться только до конца текущего года.
Как получить электронную подпись индивидуальному предпринимателю или руководителю организации по правилам, действующим с 2022 года:
1. Обратиться в УЦ ФНС (бесплатный выпуск ЭП) или в доверенный УЦ ФНС (платный выпуск ЭП).Необходимо заполнить заявление на получение электронной подписи. Для экономии времени рекомендовано заполнить и отправить заявление в личном кабинете сайта ФНС. Руководители юридических лиц могут это сделать в личном кабинете для физических или для юридических лиц, а предприниматели — в личном кабинете индивидуального предпринимателя. Для получения подписи действует принцип экстерриториальности. После отправки электронного заявления необходимо записаться на прием в инспекцию на сайте налоговой по ссылке: https://order.nalog.ru/ Зачастую электронную подпись можно получить в день заполнения заявления.
2. В назначенное время посетить ФНС для записи электронной подписи на сертифицированный носитель.Для этого индивидуальному предпринимателю необходимо:- лично обратиться в любой налоговый орган, независимо от того, где именно налогоплательщик стоит на учете;- предоставить документ, удостоверяющий личность, СНИЛС, носитель для записи ключей электронной подписи и сертификата электронной подписи (внешне напоминает флешку);- документацию на ключевой носитель информации (сертификат соответствия).
В случае применения носителя без встроенного средства криптографической информации, например, Rutoken-S, Rutoken-Lite, JaCarta, E-Smart — сертификат соответствия ФСТЭК России. В случае применения носителя со встроенным СКЗИ, например, РуТокен ЭЦП, JaCarta ГОСТ, E-Smart ГОСТ — формуляр на СКЗИ и сертификат соответствия ФСБ России. На практике, при предоставлении стандартного носителя (Rutoken), как правило, не требуется документация на сам носитель. Один ключевой носитель может использоваться для хранения нескольких (до 32 экз.) квалифицированных электронных подписей и сертификатов к ним, выданных как коммерческими, так и удостоверяющими центрами ФНС России. Новую электронную подпись можно записывать на прежний носитель, если у предыдущей закончился срок действия. Рекомендуем, удалять старую подпись с токена и с рабочего компьютера.
3. Получить электронную подпись.ФНС в течение 5-7 минут сгенерирует подпись и запишет ее на предоставленный носитель. Вместе с подписью владельцу выдается бумажный сертификат электронной подписи, который содержит информацию о владельце подписи и реквизиты ключа. На электронную подпись по умолчанию устанавливается стандартный пароль ключа ЭП: от 1 до 8. Рекомендуем изменить пароль для конфиденциальности данных.
Оформление электронной подписи на сотрудника организации
Для получения электронной подписи на сотрудника организации необходимо обратиться в аккредитованный удостоверяющий центр. Таких УЦ значительно больше, чем доверенных удостоверяющих центров. Возможно отправить заявку в дистанционном режиме через Госуслуги или при личном обращении в аккредитованный УЦ.
Сотруднику организации необходимо предоставить следующие документы — паспорт, СНИЛС, ИНН, документ с подтверждением полномочий сотрудника организации. Удостоверяющие центры являются коммерческими и оказывают услуги на платной основе. После получения документов УЦ выставляет счет. Изготовление подписи осуществляется после выбора необходимых опций и оплаты счета. Таким образом, вместе с услугой по изготовлению электронной подписи можно заказать носитель, программу Крипто ПРО и услугу по настройке рабочего места. Сроки изготовления ЭП в среднем до одного рабочего дня после оплаты счета.
Как установить электронную подпись на компьютер?
Установка ЭП происходит через специальную программу (криптопровайдер). Как правило, если ранее пользователь работал с электронной подписью, то на рабочем месте уже установлен, к примеру, Крипто ПРО. В этом случае достаточно установить электронную подпись на рабочее место. Как это сделать:- Открыть программу Крипто ПРО на компьютере:
- Выбрать «Просмотреть сертификаты в контейнере»:
- Через кнопку «Обзор» выбрать электронную подпись для установки. (ЭП должна быть вставлена в компьютер)
- Выбрать везде «Далее» и установить электронную подпись на компьютер. При запросе пароля на ЭП, необходимо указать пароль.
и установить ее на компьютер (ознакомительная полнофункциональная версия действует 90 дней). Для продления лицензии необходимо ввести приобретенный ключ лицензии.
Если вы планируете подписывать документы с личного ноутбука, а криптопровайдер установлен, например, только на рабочем компьютере, вам необходимо приобрести еще одну лицензию. Программа предназначена только для одного устройства, использовать ее на других устройствах не получится.
Алгоритм получения подписи в доверенных центрах ФНС аналогичен получению электронной подписи в УЦ ФНС. Единственное отличие — там можно сразу купить токен и криптопровайдер. УЦ ФНС продажей токена и криптопровайдеров не занимается.
Подытожим преимуществами электронной подписи — во-первых, это надежность (обычную подпись можно подделать, а электронная имеет высокий уровень защиты от фальсификаций); во-вторых, экономия времени (можно подавать документы в государственные инстанции, заключать соглашения с контрагентами, не присутствуя при этом лично); в-третьих, доступ к электронным торгам (наличие электронной подписи — обязательное условие участия в государственных закупках).
Узнайте больше на практико-ориентированном курс по коммерческим и регулируемым закупкам по 44-ФЗ и 223-ФЗ для поставщиков от экспертов РТС-тендер и B2B-Center здесь. Вы научитесь побеждать в закупках и приносить прибыль компании. Ждем вас!
Услуги дополнительного профессионального образования оказывает ООО «РТС-Академия» (лицензия № 040845) - партнер электронных площадок РТС-тендер, OTC.ru и В2В-Сenter
ИНН 9718036602, КПП 773001001, ОГРН 5167746354111, адрес: г.Москва, Набережная Тараса Шевченко, дом 23А, этаж 24, пом. 39
Телефон: 8 800 555-85-19, +7 495 532-85-19 доб.: 7313