СЛОЖНОСТИ И ОШИБКИ В ЗАКУПКАХ У ЕДИНСТВЕННОГО ПОСТАВЩИКА: ВЗГЛЯД УЧАСТНИКА ЗАКУПОК
8 августа 2023
При проведении конкурентных процедур заказчики и поставщики часто допускают ошибки. Однако, для участников закупок зачастую является сюрпризом тот факт, что могут быть допущены неточности при проведении закупки у единственного поставщика и при участии в такой процедуре. Эти ошибки могут повлиять на заключение и исполнение контракта.
В этой статье подробно рассмотрим какие сложности, ошибки могут возникнуть при намерении участника работать в качестве единственного поставщика.
Содержание:
- Отсутствие понимания алгоритма проведения закупки у единственного поставщика.
- При заключении контракта с единственным поставщиком участники закупки, заказчики не учитывают ключевые положения контракта (существенные условия, иные положения).
- Размещение предварительного предложения в закупке в соответствии с частью 12 статьи 93 с нарушениями.
- Незаключение контракта — риск попадания в РНП (ч. 12 ст. 93).
- Попытка обжаловать действия заказчика в ФАС при участии в закупке у единственного поставщика.
Отсутствие понимания алгоритма проведения закупки у единственного поставщика.
Одна из тривиальных ошибок поставщиков. Участникам закупок следует знать, что проведение закупки у единственного поставщика является простой, более короткой процедурой по срокам проведения, однако, такая закупка требует от заказчика и от поставщика ряд последовательных действий. Так, например, проведение закупки у ед. поставщика в соответствии с 44-ФЗ в ряде случаев требует определение и обоснование цены контракта и в контракт с единственным поставщиком включается обоснование цены контракта. В части обоснования цены контракта заказчик использует различные методы, один из самых распространенных-метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). При использовании такого метода, заказчик может обратиться к потенциальным исполнителям контракта с целью запросить коммерческие предложения, в которых должна быть указана стоимость товаров, работ или услуг. Однако, зачастую, поставщик не спешит откликаться на запрос заказчика, понимая, что планируемая процедура не является конкурентной закупкой. Участник не направляет ответ на запрос коммерческих предложений, даже имея в наличии товар или обладая информацией о ценообразовании, ввиду отсутствия понимания, что это обязательный этап в проведении данного типа процедуры. В данном случае основная рекомендация — всегда направлять информацию по запросу заказчика, так как именно вы можете стать единственным поставщиком.
При заключении контракта с единственным поставщиком участники закупки, заказчики не учитывают ключевые положения контракта (существенные условия, иные положения).
При проведении закупки у единственного поставщика желательно включать в контракт те положения, которые относятся к существенным: объект закупки, цена контракта, порядок применения неустойки, показатели товаров, работ, услуг, особенности приемки, проведения экспертизы и т.д. Это те условия, в которых стороны заинтересованы в ходе исполнения контракта. Однако, законодательство не запрещает предусматривать не все стандартные положения, которые, например, являются обязательными в случае с конкурентными закупками. Ситуации, когда существенные условия контракта не предусмотрены условиями контракта с единственным поставщиком могут быть рассмотрены судом как в пользу заказчика так и в пользу участника закупки. Рассмотрим ситуацию, когда по итогам закупки у единственного исполнителя был заключен контракт с единственным поставщиком, однако, в контракте не было предусмотрено условие о возможности применения неустойки. По итогам малых закупок заключили два контракта с единственным поставщиком. В результате из-за ненадлежащего исполнения контрактов, они были расторгнуты по соглашению сторон. Позже заказчик обратился в суд, чтобы взыскать с участника закупки неустойку (штраф). Апелляционная и кассационная инстанции отказали в иске заказчику. Суды апеллировали к следующим фактам:
- в контрактах было указано общее условие о том, что за ненадлежащее исполнение стороны отвечают в соответствии с действующим законодательством. Основания начисления неустойки (в частности, штрафа) и порядок ее расчета не закрепили. Таким образом, взыскание неустойки невозможно.
- Закон о контрактной системе не содержит положений об обязательности указания всех условий в контракте с единственным поставщиком, которые относятся к существенным, спорная ситуация не противоречит № 44-ФЗ. Некоторые виды сделок с единственным поставщиком могут не содержать ряд обязательных условий, в том числе об ответственности сторон.
(Документ: Постановление АС Уральского округа от 04.05.2023 по делу N А34-4975/2022).
Размещение предварительного предложения в закупке в соответствии с частью 12 статьи 93 с нарушениями.
С учетом положений закона о контрактной системе заказчик вправе закупать товар на основании части 4, 5, 5.1, 5.2 ст. 93 № 44-ФЗ с использованием электронной формы закупки. Максимальная цена контракта с учетом такой формы закупки может быть 5 млн рублей, что по стоимости может быть весьма выгодно для поставщика. Однако, для участия в таких процедурах участник должен разместить предварительное предложение без ошибок. В таком предложении должна содержаться следующая информация:
- наименование товара и его характеристики с использованием каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
- товарный знак (при наличии);
- наименование страны происхождения товара;
- документ или информация в части подтверждения стран происхождения товара;
- единица измерения товара;
- цена (цены) единицы товара с учетом стоимости доставки, налогов, сборов и иных обязательных платежей;
- минимальное и (или) максимальное количество товара, предлагаемое участником закупки к поставкам. Для каждого региона (территории) можно установить индивидуально объем поставки товара;
- наименование субъекта (субъектов) Российской Федерации, муниципальных районов и т.д. в отношении которых действует предварительно предложение поставщика;
- срок действия предварительного предложения, который не может составлять более одного месяца с даты его размещения на электронной площадке;
- информацию и документы в отношении участника закупки;
- минимальный (минимальные) срок (сроки) и (или) максимальный (максимальные) срок (сроки) поставки товара.
Важной особенностью таких закупок является применение требований национального режима, за исключением ограничения допуска иностранных товаров, так как Приказ Минфин № 126 н применяется исключительно в конкурентных закупках. На практике часто участники закупки не учитывают тот факт, что предварительное предложение с иностранным товаром может быть отклонено, вследствие того, что «сработали» ограничения допуска по национальному режиму. Таким образом, важно оценивать целесообразность участия в таких закупках. Еще одна ошибка поставщиков, которая связана с размещением предварительного предложения в соответствии с частью 12 статьи 93 № 44-ФЗ относится к формированию сведений о товаре. Заполнение информации на основе позиции каталога товаров, работ, услуг является обязательным (в этом случае ошибка исключена, так как при заполнении формы предложения на электронной площадке поле «позиция КТРУ» является обязательным), но в данном случае часто поставщики прикладывают в составе предварительного предложения дополнительный документ, где «более подробно излагают характеристики товара». Этого делать не нужно. Так как рассмотрение предварительных предложений происходит исключительно на основании информации из КТРУ и не предусмотрено указание дополнительных характеристик
Незаключение контракта — риск попадания в РНП (ч. 12 ст. 93)
При участии в закупках у единственного поставщика действуют особые «упрощенные правила». В общем случае, например, когда закупка проводится по пунктам 4,5 части 1 статьи 93 в случае незаключения контракта у поставщика отсутствуют риски попадания в Реестр недобросовестных поставщиков в соответствии с № 44-ФЗ. Однако, следует учитывать, что, например, по части 12 статьи 93 № 44-ФЗ риск попасть в РНП точно такой же как и в случае с конкурентными закупками (конкурс, аукцион, запрос котировок). При проведении закупки у единственного поставщика в соответствии с особенностями части 12 статьи 93 у участника закупки предусмотрена обязанность заключить контракт. В случае, неподписания контракта в регламентированный срок, заказчик будет обязан направить сведения о поставщике для включения участника в Реестр недобросовестных поставщиков.
В других ситуациях, когда, например, закупка проводится по пункту 4 (или 5), при незаключении участником контракта, сведения о поставщике не будут включены в РНП в соответствии с № 44-ФЗ, однако, есть риск попадания в РНП, который может быть предусмотрен с учетом действующего регионального законодательства, корпоративный РНП заказчика в соответствии с № 223-ФЗ, коммерческими закупками (РНП в данном случае — перечень недобросовестных контрагентов, который ведет отдельный заказчик).
Попытка обжаловать действия заказчика в ФАС при участии в закупке у единственного поставщика.
Закупки у единственного поставщика (за исключением процедуры по ч. 12 статьи 93) — это те процедуры, по которым не предусмотрено обжалование действий заказчика в Федеральной антимонопольной службе, так как у ФАС отсутствуют полномочия в части рассмотрения таких жалоб. Таким образом, участнику закупки необходимо заранее учитывать невозможность обжаловать действия заказчика и не тратить свое время на подготовку жалобы, так как будет отказано в рассмотрении такой жалобы. Но иная ситуация предусмотрена по закупкам в соответствии с частью 12 статьи 93 № 44-ФЗ. В данном случае возможность обжаловать действия заказчика есть, но необходимо учитывать минимальные сроки, которые предусмотрены для обжалования.
Услуги дополнительного профессионального образования оказывает ООО «РТС-Академия» (лицензия № 040845) - партнер электронных площадок РТС-тендер, OTC.ru и В2В-Сenter
ИНН 9718036602, КПП 773001001, ОГРН 5167746354111, адрес: г.Москва, Набережная Тараса Шевченко, дом 23А, этаж 24, пом. 39
Телефон: 8 800 555-85-19, +7 495 532-85-19 доб.: 7313